Инсайты с американской школы

Во всех школах США (начальной, средней и старшей) есть такой неведомый для нас предмет, как наука, или science.

По сути – это смесь предметов. Там и биология, и зоология, и ботаника, и генетика, и химия, и физика…

Именно по причине того, что в целом американским школьникам разные вроде как предметы преподаются в пределах одного, мы, бывшие советские люди, часто говорим об американском образовании – у них даже физики, как отдельного предмета нет, а все в кучу!

Многие идут дальше и добавляют – дети путаются из-за этого и химию от биологии потом отличить не могут…

На самом деле, конечно, и предметы отдельно есть, если изучать их углубленно, да и не путаются те дети. А как раз наоборот – с самого начала обучения видят связь между физикой и химией, биологией и химией и тд и тп. А еще проходят эти предметы в основном в виде экспериментов – самые обычные школы подчас оснащены как отличные лаборатории и все для того, чтобы меньше говорить о формулах, а больше на деле показывать как это работает.

А еще раз в год по всей стране можно увидеть удивительную картину: дети всех возрастов несут в школы огромные куски картона. Это их самостоятельная работа. Или, как мы тут говорим, science projects (если перевести дословно, то научные проекты). Таким проектом должен быть эксперимент на любую научную тему, проведенный самостоятельно и оформленный в виде отчета на тот самом большом куске, раскладывающегося как книжка, картона. Мои дети за те годы, что учатся в США, в таких проектах уже показывали и как использовать батарейки, если они меньшего размера, чем надо, и как растут солнцелюбивые цветы в зависимости от того, как на них падают солнечные лучи, и почему важно перерабывать пластик… Естестественно, что сами они на всю жизнь запомнили то, о рисовали на куске картона.

По мне, так такой подход сводит на нет основную проблему советского (российского) образования. Она на мой взгляд в том, что детям часто дают неприкладные и оторванные или несвязанные друг с другом знания. Математика в чистом виде, физика в чистом, например, в виде формул только.

А ведь так – бессмысленно и по принципу “набиваем знаниями, как пером подушку” – нас учили буквально по всем предметам. Нет, кому-то везло с преподавателем, но я говорю в целом о том, как это подавалось в учебниках. Давайте вспомним тот же английский: ну кто мог говорить на нем после топиков о семье Лены или вычурных текстов из серии – Ландан из э кэпитал оф… Кто из нас смог за рубежом потом применить эти знания? А ведь иностранные языки нам преподавали с пятого по одиннадцатый класс. За это время мы могли на них прекрасно заговорить.

А в США пошли другим путем. И, повторю, те же физику, химию, биологию учат больше на опытах, экспериментах, в общем, в лабораториях. Там же показывают и связь между разными сферами науки – вот тут тебе и физика и химия в одном флаконе, а вот тут еще и математика… И как и где эти все формулы можно увидеть в повседневной жизни.

А для того, чтобы школьные знания закрепить и увлечь ребенка наукой еще больше, можно сказать, популяризировать ее, по всей стране уже давно открыты сотни музеев и центров науки.

Центры и музеи науки США – это что-то потрясающее. Не зря они рекомендуются к посещениям туристами, как достопримечательности.

Например, там есть отдел, где рассказывается о работе мозга. И как! Все нейрооны, импульсы…. все-все-все сделаны в виде интересных игр, есть лабиринт, который показывает как работают разные отделы мозга, в нем иногда вспыхивает свет и раздается гром – и там есть объяснение почему такое происходит. Там можно сесть в специальное кресло и посмотреть как изменится твой пульс, когда тебя внезапно напугают. Там много интерактивных игр, цель которых одна – показать как работает человеческий мозг. Чтобы все прочитать, понять, поиграть и еще раз посмотреть нужно, как минимум, минут сорок. И все это в игровой и очень интересной форме.

В другом помещении, где рассказывается о работе сердца, можно зайти внутрь гигантского сердца и посмотреть как оно устроено изнутри. Можно послушать сердцебиение разных животных, можно встать на специальные весы и посмотреть сколько в тебе крови, можно крутить ручку у специального аппарата и смотреть как сердце гоняет кровь по венам, можно сесть на велосипед и крутить педали и, если крутишь с нужной скоростью, перед тобой на экране запоет смешно нарисованный мультипликационный герой.

Два часа в таком музее пролетят незаметно, а потом и вы, и ребенок выйдете переполненные знаниями.

А теперь представьте себе, что таких центров по США – сотни! И что каждый уникален! Что туда постоянно водят детей, что там, играючи, детей погружают в науку. И скажите мне, что отдельный предмет по физике, когда формулы надо учить просто ради знания формул, лучше, чем это.

И да, тот же музей Франклина был построен больше ста лет назад. То есть, это не причуды современности.

В Argumentum мы тоже приспосабливаем учеников к использованию знаний в повседневной жизни. Хотите к нам? Записывайтесь на курсы через сайт и получите скидку.

Кстати, это тоже своеобразный метод: используешь навыки заказов онлайн и вознаграждаешь себя сам!

Читайте также: